- продолжить знакомить ребят с праздниками, которые отмечают в нашей стране;
- подробно остановиться на празднике 1 Мая (рассказать историю возникновения праздника, его значение);
- воспитать чувство интереса к истории, чувство патриотизма, подтолкнуть детей к поиску.
Планируемые результаты:
- поднятие уровня общей эрудиции;
- усвоение знания об истории возникновения праздника;
- закрепление ранее изученной информации.
Оборудование:
- цветные мелки, маркеры;
- доска для рисования;
- проектор или любое другое средство демонстрации изображений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: «Дети давайте вспомним:
- Какие времена года вы знаете?
- Сколько месяцев в году?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Какие майские праздники вы знаете?»
III. Раскрытие темы
Учитель: «Так вот ребята, сегодня мы поговорим о первом майском празднике - празднике 1 Мая. 1 Мая - красный день календаря - значит он выходной.
Есть такие стихи:
Белый листик с цифрой красной!
Это значит - выходной!
Это - солнечный и ясный,
Первомайский день весной!»
Учитель: «Какие еще праздники, отмеченные в календаре красным цветом, вы знаете?»
Учитель: «А сегодня мы познакомимся с историей появления этого праздника. Но вначале давайте вспомним: что вы знаете о месяце мае? Подумайте: почему его еще называют «цветень»?» (Дети называют все растения, которые цветут в мае)
Учитель: «А почему май еще называли песенник?» (Дети называют названия птиц, которые прилетели и поют в мае).
Учитель: «А вообще, ребята, месяц май назвали в честь богини Майи. Ей поклонялись люди, чтоб получить хороший урожай.» (На проекторе показать слайд с изображением богини)
Учитель: «Да, май последний месяц весны, красивый, цветущий. В мае полностью оживает природа, оживает земля. Все труженики земли стараются успеть с весенними работами. Вот почему этот праздник называют Праздником весны и труда. Это как гимн красоте и народу.»
Учитель: «Дети, вспомните: как этот праздник отмечают ваши родители? Правильно, красиво. Вы, наверное, тоже принимали участие в этом празднике. Атрибутами 1 мая есть флажки, шары, цветы, лозунги.»
Учитель: «А теперь давайте узнаем саму историю праздника. В далеком 1886 году в Америке на улицу вышло много трудящихся на демонстрацию с требованиями к властям о том, чтобы они улучшили их жизнь. Но эту демонстрацию разогнали, погибло много рабочих. Об этом узнал весь мир. В знак солидарности их поддержали рабочие многих стран. Солидарность - это, ребята, поддержка, единая позиция в каком-то вопросе. В память о борцах с 1890 года день 1 Мая назвали Праздником трудящихся и начали отмечать в многих странах мира. В 86 странах мира - 1 Мая национальный праздник. До 1992 года этот праздник у нас тоже так назывался. Его отмечали очень красиво» (слайды с фотографиями, изображением открыток и т.д.)
Учитель: «А самым распространённым лозунгом есть «Мир, май, труд!»»
IV. Обобщение знаний
Учитель: «Дети запишите с доски, а именно:
- Богиня Мая - в ее честь назвали месяц Май.
- Май - последний весенний месяц.
- 1 Мая 1886 года - забастовка трудящихся в Америке.
- 1890 год - первое название праздника Днем солидарности трудящихся.
- 1992 год - этот праздник переименовали в России на Праздник весны и труда.»
Игра на закрепление и развитие творческих навыков
Учитель: «Дети, давайте разобьемся на три группы по рядам. Это будут три команды. Команда, которая выиграет, получит хорошие оценки на этом уроке.»
Учитель: «Итак, вам ставится несколько заданий:
- Придумать название своей команде;
- Определить представителя, которому на доске нужно будет нарисовать с вашей помощью герб-рисунок, который на ваше мнение может служить символом празднику 1 Мая;
- Рассказать, почему именно эти элементы вы нарисовали на рисунке. Как они связаны с Праздником весны и труда.»
Дети совещаются, выбирают представителей от команд. Представители выходят к доске и начинают рисовать. По порядку называют свою команду, рассказывают: что они нарисовали и почему. Голосованием определяют победителя. Лучшей группе - поощрение.
Учитель: «Закончим наш урок стихотворением Якова Акима:
Шумливые тёплые ветры
Весну на поля принесли.
Серёжки пушатся на вербе.
Мохнатые, точно шмели.
Речные запруды ломая,
Весенняя хлещет волна...
Да здравствует Первое мая!
Да здравствуют труд и весна!
Пусть мир торжествует на свете
И дружат народы земли,
И так же на солнышке дети
Пускают весной корабли!»
Домашнее задание.
Учитель: «Дети, 1 Мая светлый, хороший праздник! Его нужно проводить с семьей, друзьями на природе. Радуясь ему вместе с вступающей в силу весной, празднующей свою победу над зимним временем года.»
Расскажите детям, что для вас означает этот праздник. Найдите в Интернете старые открытки - поздравления с праздником. Поищите занимательные презентации, посвященные 1ому Мая.
Первое мая или в первый понедельник мая в России, США и многих странах мира отмечают праздник, известный под несколькими названиями — День международной солидарности трудящихся, День Весны и Труда, День труда, День весны.
В советское время большинство россиян именовали этот праздник по дате его проведения — 1 мая или Первомай.
Как появилась традиция праздновать 1 Мая
История празднования 1 Мая началась в США. 1 мая 1886 года в Чикаго начались масштабные демонстрации рабочих с требованием восьмичасового рабочего дня. Акция закончилась стычками с полицией. 3 мая на заводе жаток Сайруса Маккормика полицейские открыли огонь по бастующим, погибли по меньшей мере двое рабочих. 4 мая на митинге протеста в Хэймаркете террорист бросил бомбу в полицейских, которые ответили стрельбой по толпе. Шестьдесят офицеров полиции получили ранения, восемь погибли, точное число погибших рабочих определено не было. Полиция арестовала сотни горожан, семь рабочих-анархистов были приговорены к смертной казни.
© Sputnik / РИА Новости
Спустя несколько лет на Парижском конгрессе второго Интернационала по предложению французского делегата Раймона Лавиня в знак солидарности с чикагскими рабочими было решено ежегодных проводить 1 мая рабочие демонстрации.
1 мая 1890 года праздник был впервые проведен в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции и Швеции. В Великобритании он прошел 4 мая. Основным лозунгом манифестаций было требование восьмичасового рабочего дня.
Секциям Интернационала в каждой стране было предоставлено право самостоятельно устанавливать дату и форму празднования 1 Мая, после чего в Великобритании и некоторых других странах манифестации были перенесены на первое воскресенье мая.
© Sputnik / РИА Новости
В России праздничная сходка рабочих прошла 1 мая 1891 года в Санкт-Петербурге, ее организовала социал-демократическая группа революционера Михаила Бруснева.
Государственный праздник
После Октябрьской революции праздник стал официальным. В его честь на Ходынском поле в Москве состоялся первый первомайский парад Красной Армии, в котором участвовало около 30 тысяч человек. Военные парады в рамках празднования 1 мая стали традиционными и проводились ежегодно.
Постановлением ВЦИК Совета народных комиссаров РСФСР выходные советских граждан стали длиннее — 1 и 2 мая.
1 мая 1933 года над Красной Площадью прошел первый воздушный парад. Начиная с этого момента, воздушные парады проводились регулярно вплоть до начала Великой Отечественной войны, в качестве неотъемлемой части демонстрации советской военной мощи.
© Sputnik / Юрий Сомов
1 мая 1956 года был впервые проведен телевизионный репортаж о военном параде и демонстрации трудящихся на Красной площади. С этого времени праздничные мероприятия на Красной площади ежегодно транслировалась центральными телеканалами.
Официальная первомайская демонстрация в последний раз состоялась в 1990 году. Во время демонстрации на Красную площадь вошла альтернативная колонна с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами. Президент СССР Михаил Горбачев и другие руководители страны покинули трибуну Мавзолея, телетрансляция события была прекращена, а военный парад не состоялся.
Спустя пару лет Международный день солидарности трудящихся был переименован в Праздник Весны и Труда.
© Sputnik / Юрий Абрамочкин
Первомайская демонстрация и митинг движения "Трудовая Россия"
В 2001 году принятый 30 декабря Трудовой кодекс РФ (статья 112) сделал 2 мая рабочим днем, Праздником Весны и Труда остался только один день — 1 мая.
Дата отмечается в России массовыми демонстрациями за социальную и трудовую справедливость, народными гуляниями и концертами.
В 2014 году первомайская акция профсоюзов впервые в истории современной России прошла на Красной площади. В столице состоялись несколько десятков массовых мероприятий.
1 Мая в России отмечается национальный праздник - День Весны и Труда. У этой замечательной даты есть еще и другие названия - День Труда, День Солидарности Трудящихся. Но в народе до сих пор популярно простое и понятное всем название «1-е Мая», или «Первомай».
Поскольку праздник этот приходится на самый разгар весны, когда становится по-настоящему тепло, большинство устремляется на природу или на дачи, чтобы наконец-то насладиться теплой погодой и ярким весенним солнцем, собраться с друзьями и близкими у вечернего костра.
С Праздником Весны и Труда - картинки, поздравления и открытки
Обязательно поздравьте ваших близких с этим замечательным весенним праздником, ведь это наш общий праздник, олицетворяющий весну, мир, дружбу.
По традиции, сохранившейся еще с советских времен, во многих городах России и стран СНГ проводятся праздничные парады и мероприятия с концертами, ярмарками, народными гуляньями. Устраиваются марафоны бегунов, спортивные соревнования, приуроченные к Празднику Весны и Труда.
Такие мероприятия притягивают огромное количество людей. Но есть и такие, кто предпочитает в этот день вместе с друзьями или родственниками выбраться на природу, на дачу или уехать в деревню. Это тоже не менее прекрасная традиция, ведь на дворе в самом разгаре весна, в воздухе упоительный аромат весны и конечно, шашлыков.
День Весны и Труда - праздник, который любят и взрослые, и дети. Обязательно поделитесь с этими замечательными картинками и и открытками с вашим друзьями, чтобы добавить им позитивного настроения!
Раиса Павловна Сарыева
Конспект занятия на тему «1 Мая - праздник весны и труда»
ВОСПИТАТЕЛЬ : САРЫЕВА Р. П.
Цель :
расширить, систематизировать знания учащихся об истории празднования праздника Весны и труда .
Задачи :
прививать интерес к труду , рабочим профессиям;
показывать важность труда ;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование :
интерактивная доска, плакат «Без труда , «Труд при учении скучен , да плод от учения вкусен» , «1 Мая – День Весны и Труда » , шары, цветы, плакат с глобусом, голуби.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Звучит музыка, входят мальчик Труд , девочка Весна
2. Актуализация знаний :
Ведущий :
Здравствуйте! А Вы кто?
Девочка : Я, Весна !
Мальчик : А я, Труд !
Ведущий :
Значит ты мальчик Труд , а ты девочка Весна !
Ребята, я не пойму, а зачем они к нам пришли?
3. Формулирование цели и задач :
Дети :
Ведущий :
Сегодня мы будем говорить :
О традициях сложившихся при праздновании этого дня ;
О труде и профессиях ;
Проверим свои знания в этой области, соревнуясь друг с другом;
Подведем итоги, определяя лучших Знатоков.
4. Знакомство с новым материалом :
А) Беседа об истории празднования праздника
Ведущий :
1 Мая День Весны и Труда отмечается в 66 странах мира – это либо государственный праздник , либо выходной. Весенний праздник в разных странах мира отмечают по-своему. Познакомимся с самыми интересными.
Первый этот праздник отметили в древней Италии три тысячи лет назад. Жители Италии поклонялись богине Майе - покровительнице плодородия и земли. Именно она стала виновницей праздника . Последний весенний месяц назвали ее именем - МАЙ, а в первый день люди устраивали гуляния после окончания весенних полевых работ.
В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве.
Б) Беседа о труде
Ведущий :
Ребята, а что такое труд ?
Дети читают стихи :
1. Светом ласковым согреты
Мы на солнечной земле
Наступает день с рассветом
В каждом городе, селе.
2. Утро ясное зовет
В поле, шахту, на завод :
Начинается работа!
И у нас свои заботы.
3. Научились мы дружить,
Добрым делом дорожить,
Подрастем – все будем сами
Делать этими руками.
Много я узнать хочу –
Выбрать дело по плечу.
(Плакат на стене – «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» )
Ведущий :
Давайте подумаем : что дает людям труд ?
Дети :
Труд дает человеку все необходимое для жизни : жилище, одежду, пищу, предметы быта.
- Трудом создаются книги , произведения литературы, искусства.
В процессе труда люди общаются друг с другом, становятся более образованными.
В результате труда создаются заводы , фабрики, здания, машины, станки.
- Труд позволяет людям пользоваться богатством природы, выводить новые сорта растений и новые породы животных.
Ведущий :
Человек должен трудиться , чтобы его жизнь была благополучной и обеспеченной.
Ведущий :
А чем ценен ваш труд , ребята?
Дети :
Мы получаем знания.
Ведущий :
Объясните смысл половицы : «Труд при учении скучен , да плод от учения вкусен»
Ведущий :
Знания, которые вы получите при обучении, пригодятся вам при выборе будущей профессии.
В) Беседа о профессиях :
Ведущий :
Что такое профессия?
Профессия – любимое дело, труд всей жизни . А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает трудно выбирать ! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать мы должны лишь ту,
Что всех дороже нам на свете,
Чтоб посвятить себя труду .
Г) Загадки «Угадай профессию»
Ведущий :
Давайте проверим названия каких профессий вы уже знаете.
1. Пашет, сеет, хлеб убирает. Кто? (Хлебороб)
2. А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь)
3. Кто лекарства отпускает? (Аптекарь)
4. Одевает кто нас модно? Кто костюм шьет выходной?
Всем известно – он… (портной)
5. Кто с письмом приходит в дом? Скажем прямо … (почтальон)
6. Вот на краешке с опаской он железо красит краской;
У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр)
7. Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник)
8. Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
А огромную ракету, дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
9. Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней. (Доктор)
10. Служит дорогой Отчизне старший брат.
Охраняет наши жизни, он - … (солдат)
Ведущий :
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится-
Стоит только научиться!
5. Закрепление полученных знаний
Ведущий :
Вот и давайте посмотрим, какими вы обладаете знаниями в этом направлении.
1. Объясните смысл пословицы :
За много дел не берись, а в одном отличись.
Зарядка для ума :
Кто не работает, (тот не ест)
Не спеши языком, (спеши делом)
Без труда (не вытащишь рыбку из пруда)
Дело мастера (боится)
- Труд человека кормит , (а лень портит)
Куй железо (пока горячо)
Не сиди сложа руки, (так и не будет и скуки)
Готовь сани летом, (а телегу зимой)
«Продолжи пословицу»
1. Муравей не велик – …
В лес не убежит
Да горы копает
Да муравьи кусаются
2. По труду и …
Мало платят
Награда
3. Дело мастера …
Не знает
4. Без дела жить …
Только небо коптить
Забот не знать
Так и не будет скуки
5. Чтобы рыбку съесть …
Надо поставить сеть
Надо в воду лезть
Надо сначала пожарить
6. У ленивой пряхи – …
И камень мхом обрастает
И для себя нет рубахи
Порвана рубаха
Итог мероприятия :
Ведущий :
Наше мероприятие подходит к концу.
Как видите, дети, профессий немало – такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край!
Ведущий :
Чтобы закончить наше мероприятие в духе традиций Первомайских праздников , давайте используя символы создадим общую работу «Мир, май, труд » (дети прикрепляют голубей, цветы к глобусу) .
Публикации по теме:
Жданова Надежда Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №24 д/c «Колобок» воспитатель 1 квалифицированной.
Конспект интегрированной НОД в средней группе «В поисках весны» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» Конспект интегрированной НОД в средней группе.
Цель: Помочь детям найти признаки прихода весны (солнце, капель, лужи, первый цветок). Программное содержание: Образовательные задачи.
Цель:приобщение к истокам русской народной культуры;Задачи: образовательные: -формировать представление о разнообразии народных праздников,.
Задачи: - Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках. - Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.
Задачи: 1. Обучающие: закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат и треугольник продолжать формировать представления о.
Конспект занятия хозяйственно-бытового труда в младшей группе «Стирка кукольного белья» Конспект хозяйственно-бытового труда в младшей группе "Стирка кукольного белья". Цель: Учить детей стирать кукольное бельё (показать приёмы.
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе на тему «Приметы ранней весны» *Закреплять знания детей о характерных.
Конспект занятия