Народный праздник: Кузьминки (День Кузьмы и Демьяна). История праздников — Кузьминки

Кузьминки – по осени поминки

Подготовили и провели,

Цель : Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”

Задачи:

· воспитать уважение к русской народной культуре;

· воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;

· создание условий для развития творческих способностей школьников.

Участники: обучающиеся 5-6 классов.

Оборудование:

    костюмы героев праздника, декорации, Концертмейстер – баянист.

Использованная литература:

История культуры русского народа. Москва, Эксмо, 2007

Время и место проведения обряда: ноябрь, деревенская изба

Территория распространения обряда: деревни с русским населением

Ведущий: Наши предки осенью отмечали праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – первый зимний праздник, начало зимы. Православная церковь празднует его 14 ноября . В народе говорили: «Кузьминки – по осени поминки». На Кузьминки молодежь снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра. Сегодня и мы с вами станем участниками Кузьминских посиделок.

Хозяйка ставит пироги, горшок с кашей,

девочка Маша прибирается в избе.

Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!

Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво!

Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.

Маша: А кто к нам в гости придет?

Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают

Маша: Это почему же, тетушка?

Хозяйка : Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.

Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?

Хозяйка: Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.

Входят девушки

Девочки: Можно, хозяюшка?

Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!

Девочка: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?

Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.

Девочка: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров сколько для тепла уйдет!

Девочка: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!

Хозяйка: Да надо мне совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,

Да меду туесок, да масла горшок,

Да денег рубль и пятачок!

Девочка: Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.

Вручают Хозяйке дрова, мешочки, горшочек

Хозяйка: Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь на лавке да за работу принимайтесь. Ведь работы-то матери всем надавали с собой немало? А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!

Девочки усаживаются на лавку, принимаются за работу.

Запевают песню “Светит месяц”

Раздается стук в дверь, и входят мальчики

Мальчики: Можно к вам на посиделки?

Все: можно!

Хозяйка: А сейчас давайте проверим, какие вы проворные. Угол на угол!

Проводится игра «В углы»

Четверо играющих стоят по углам, а один, водящий – в центре. По сигналу водящего: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а водящий старается занять любой из углов. Тот, кто останется в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – любого из играющих – выбывает из игры.

Хозяйка: Запевайте, девочки! Весело поется – весело прядется. Сегодня необычный праздник. Праздник это ремесла, домашнего очага. Праздник не безделья, а искусного рукоделья ! А как шили-вышивали, так и песни напевали. Песни пели от души, песни были хороши!

Запевают песню «Посею лебеду на берегу»

Хозяйка :

А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник? Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Проводится игра «Петушиный бой»

Два участника стоят в очерченном кругу, руки за спиной, каждый пытается грудью вытолкнуть соперника из круга

Хозяйка: Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. Нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.

Одна из девочек выходит на середину класса, изображая курочку. Остальные садятся на лавки и запевают песню «Курочка-рябушечка».

Все спрашивают, курочка отвечает

Курочка-рябушечка, куда ты пошла? – На речку!

Курочка-рябушечка, за чем ты пошла? – За водой!

Курочка-рябушечка, кому та вода? – Цыпляткам!

Курочка-рябушечка, цыплятки чьи? – Мои!

Они пить хотят, на всю улицу кричат!

Девочка (курочка):

Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!

Все подбегают к Курочке и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их по классу под русскую народную мелодию (Посею лебеду на берегу).

Все останавливаются, образуя круг.

Проводится игра «Куры-курченяточки»

Водящий (выходит на середину круга),

Все: Куры-курченяточки,

Хвостики-лопаточки,

Жито жнут, и гребут,

И в амбар несут,

Петушкам дают.

Петушки не едят,

И все делают вот так!

На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т. д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры.

Хозяйка:

Вот какие молодцы, наши цыплятки!

Раздается стук в дверь. Входит кузнец.

Кузнец:

Идет кузнец из кузницы.

Несет кузнец щипцы да молот.

Галки-вороны, собирайтесь к нам.

Варите кутью.

Поминать Кузьму.

Хозяева, кузнецы нужны?

Хозяюшка:

А что вы умеете делать?

Кузнец:

А вот что!

Все поют русскую народную песню «Во кузнице»

Кузнец показывает, как выковывают гвозди.

Кузнец:

Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (подает хозяйке гвоздь).

Хозяйка: Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?

Кузнец: Нужны!

Хозяйка: Ну так лови!

Проводится игра «Эй, кузнец»

Кузнец стоит в стороне от остальных игроков.

Дети (идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово):

Эй, кузнец, молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять

Кузнец (отвечает)

А чего не подковать (хлопок, руки развел в стороны),

Вот гвоздь (левая рука вперед, ладонью вверх),

Вот подкова (правая рука вперед, ладонью вверх),

Раз, два и готово! (два хлопка, руки развел в стороны)

Затем кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом

Хозяюшка:

Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?

Кузнец:

Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас - кузнецов именуют ещё «кашниками».

Хозяюшка : на Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Давайте сварим кашу и мы.

Проводится игра «Сорока-ворона кашу варила»

Дети: (водят указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)

Сорока-ворона кашу варила,

На порог становила, деток кормила:

«Идите, дети, кашу есть»

Кузьма, Демьян, идите с нами кашу есть

Хозяюшка: Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло. Кто у нас главный повар?

Все: (хором) Я

Проводится игра «Я главный повар»

Дети встают парами, лицом друг к другу. Говорят и хлопают в ладоши. Очередность игры ладошками: хлопок, обеими ладонями, хлопок, правые ладони, хлопок, левые ладони, хлопок, обе ладони и т. д. до слов:

Алё-Алё-Алёнушка

Я главный повар

И десять поварят.

Все меня любят

И все мне говорят:

-как вкусно вы готовите,

Как вкусно вы печете,

И пальчики оближете

И песенку споете:

Затем на каждый слог слова выполняется:

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё – ладони вместе,

А – хлопок,

Лё-нуш-ка – ладони вместе (3 раза)

И-ва-И-ва-И-ва-нуш-ка

Хозяюшка: А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную...

Проводится русская народная игра «Жених»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Уж ты, Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

Все: Как у дядюшки у Трифона

Было семеро детей,

Семеро детей, семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Они делали вот так. После этих слов жених показывает какое-нибудь движение, остальные должны повторить. Жених смотрит и выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

Хозяйка:

Кузьма – Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму – Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.

Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ».

По лугам бредут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце – в каждой борозде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Собирайся, народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поет!

Хозяйка:

Вот и закончился наш праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться!

Елена Чеботько
«Кузьминки - по осени поминки!» Сценарий осеннего праздника для старшего дошкольного возраста

Кузьминки - по осени поминки!

Цель : Познакомить детей с традициями русского народа. Побуждать интерес к народной культуре.

Задачи : Познакомить детей с особенностями народных праздников на примере фольклорного праздника «Кузьминки»

Совершенствовать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.

Активизировать личностные качества детей.

Ход праздника:

Зал оформлен в стиле «русская горница». Под музыку русской народной песни «Пряха» входят девочки в русских народных костюмах. Их встречает хозяйка.

Хозяйка – Мир вам гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

1 Девочка – Хлебосольством да радушием

Знаменит родной наш край.

2 девочка – Здесь для вас обряды русские

И медовый каравай.

Хозяйка – И места гостям приметные-

Будет праздничный вам стол

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

3 девочка – Много мы обрядов знаем

4 девочка – А давай-ка «Кузьминки» обыграем!

Хозяйка – Тогда, детушки, живей за дело! Хлеб из печи доставать, на стол накрывать, а то сейчас и гости придут.

5 девочка – А кто к вам придет, матушка?

Под музыку вбегают мальчики, образуют круг, проводится игра.

Игра «Никонориха гусей пасла»

Дети ведут хоровод, в кругу противоходом идет водящий «козлик». Дети поют:

Никонориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никонориха ругается,

А козел-то ухмыляется.

С окончанием пения дети разбегаются, обнимаются парами, кому пары не хватило, тот «козел»

Раз, два, три – козлик ты!

Хозяйка – Давно вас ждем – поджидаем, посиделки без вас не начинаем!

Мальчики – А зачем мы здесь собрались?

Хозяйка – А затем, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна.

Кузьминки – начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

Мальчики – А кто же такие Кузьма и Демьян? И почему в их честь праздник?

Хозяйка - Кузьма и Демьян – святые. Они были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Кузьма и Демьян ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. Они – покровители всех мастеров и мастериц. Ведь в деревне все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник, а еще говорят, что Кузьминки – по осени поминки.

Мальчики – Ну-ка, хватит нам трудиться, будем петь и веселиться!

1-й кузнец - Идут кузнецы из кузницы.

2-й кузнец - Несут кузнецы два молота.

3-й кузнец - Галки - вороны, собирайтесь к нам.

2-й кузнец - Варите кутью.

1-й кузнец - Поминать Кузьму.

«Кузнецы» - Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка – А что вы умеете делать?

Кузнецы – А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице…», мальчики поют и играют на ложках.

Хозяйка – Садитесь, молодцы, дорогие, а всем ли место хватило?

1 мальчик – Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим!

2 мальчик – Гости – люди подневольные: где посадят, там и сидят!

3 мальчик – Дома сидеть – ничего не высидеть!

4 мальчик – Решили на людей посмотреть, да себя показать!

В это время один мальчик «лень», ложится на лавку, засыпает. Выходят две девочки, обращают внимание на «лень».

1 девочка – Не колода, лодырь, а лень! И лежит она целый день!

2 девочка – Не жнет, не косит, а обеда просит!

Игра «Лень»

Хозяйка – Я вот все смотрю и радуюсь: как много у меня гостей!

3 девочка – А много гостей – много новостей!

Хозяйка – А каких новостей?

4 девочка – Да, веселых. Вот послушай!

Дети разыгрывают потешки.

Андрейка, детка, о чем плачешь?

Об ворота ударился!

Когда это случилось?

А что же ты сейчас плачешь?

Да вчера дома никого не было!

Где ты был, брат Иван?

В горнице!

Что делал?

Петру помогал!

А что Петр делал?

Да на печи лежал!

Я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Хозяйка – Что это мы все сидим и гостей не веселим?

Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

Обращается к мальчикам

И ребята не зевайте, от девчат не отставайте!

Частушки:

1. Я секрет румян достала

У прабабки Феклы -

Лучше всех румян заморских

Сок из нашей свеклы.

2. Почему, как человечек,

Весь в мурашках огуречик?

Он на солнышке лежит,

От чего же он дрожит?

3. Мне миленочек прислал

К празднику записку,

М Что меня он обожает,

Как салат с редиской.

4. Ухажеров нынче сто

Под моим окошком

Все желают получить

Пирожок с картошкой.

5. Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко.

Ведь без мышки не собрать

В огороде репку.

6. Вот миленок мой рыдает,

Ведь близка разлука.

Ты, подруженька, ошиблась,

Плачет он от лука.

7. На себе всегда ловлю

Восхищенья взоры!

Красоту мне и здоровье

Дарят помидоры!

8. Если б не было пшеницы,

Не было б ватрушки.

Как сумели, так пропели

Мы для всех частушки.

Хозяйка – На Руси уж так идет

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец

И на дудочке игрец!

Дети – Пусть Ивана впустят, чтоб играл на гуслях!

1 ребенок – А ты брат, Андрейка, сыграй-ка на жалейке!

2 ребенок – А ты брат, Ермошка, сыграй-ка на ложках!

Оркестр ложкарей «Перевоз Дуня держала» русская народная

Хозяйка – В эту пору играли на посиделках, разбившись на пары, а потом весь вечер мальчик ухаживал за выбранной девочкой, охранял ее и заботился о ней.

Русская народная игра «Селезень утку догонял…», после игры слышится стук.

Домовой – Ох, устал я за печкой сидеть,

На ребят решил посмотреть.

Хозяйка – Как на голову свалился

И откуда появился?

Девочки ахают, мальчики охают.

Домовой – В этом доме я живу и за печкою сижу!

Кто меня тут потревожил?

Хозяйка – Собрались мы здесь в горнице, девицы-красавицы, да добры молодцы. Проводить осень, да зиму встретить!

Не серчай на нас, а пускайся с нами в пляс!

Дети танцуют хоровод «Выходили красны девицы»

(на мелодию песни «Ой, вставала я ранёшенько»)

1. Выходили красны девицы

Из ворот гулять на улицу.

Ой ли, ой ли да люли

Из ворот гулять на улицу.

2. Выносили красны девицы

Во белых руках по соловью.

Ой ли, ой ли да люли,

Во белых руках по соловью.

3. Соловьи-то все рассвищутся,

Красны девки разгуляются.

Ой ли, ой ли да люли,

Красны девки разгуляются.

Домовой – А какой же праздник на Руси без пышного каравая, да без сладких пирогов. Выносит каравай.

Домовой – Свети, свети месяц, нашему караваю!

Поглянь, поглянь, солнце, нашему караваю!

Хозяйка – Кушайте, кушайте, да поправляйтесь,

Крепкого здоровья набирайтесь!

Все поют - Дорогие гости, русское спасибо.

Мы для вас подносим, кланяемся низко,-

Полюбить нас просим, как велит обычай, хлеб и соль подносим.

Публикации по теме:

«Чудо-дерево». Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста Чудо-дерево Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Осень. Здравствуйте, ребята! Я в гости к.

«Праздник осени». Сценарий осеннего праздника в старшей группе «Праздник Осени» Сценарий осеннего праздника в старшей группе Цели и задачи: Способствовать развитию у детей музыкально - эстетического.

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста «Нижегородская ярмарка» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его культуру.

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень России» Ведущая: Здравствуйте, родители, Здравствуйте, друзья! Праздник посмотреть хотите? Праздник начинать пора! (Дети, с веточками рябины в руках,.

Ежегодно 14 ноября отмечается память двух братьев, святых бессребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине 3 - начале 4 веков. Мальчики рано лишились отца, и их воспитанием занималась мать - святая Феодотия. Повзрослев, юноши обучились врачебной науке, а Господь в благодарность за праведный образ жизни даровал им способность исцелять больных. Косма и Дамиан никогда не брали платы с людей, оттого их и прозвали бессребрениками.

«Кузьминки - осени поминки», - говорили в народе и в очередной раз отмечали встречу зимы. В некоторых районах осени по традиции отводится время от второго Спаса до Кузьминок.

На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы - ковали счастье молодых. Кстати, святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремёсел - главным образом, кузнечного искусства и женского рукоделия. С Кузьминок женщины садились за прядение шерсти, чтобы после связать из неё зимние вещи или наткать тёплых тканей. Кузьминки были ещё и молодёжным праздником. Девушки собирались вместе в свободной избе, накрывали на стол (обязательным блюдом считалась каша) и приглашали холостых парней. Посиделки нередко продолжались до рассвета, а после молодые люди, расправившись с угощением, отправлялись воровать соседских кур.

С домашней птицей связан ещё один обычай. В этот день справляли курьи именины. Богатые люди отправляли кур в подарок бедным родственникам. Крестьянки приносили птиц в дар боярыням, а те в ответ одаривали их лентами.

Таких «челобитных кур» было принято содержать в почёте - кормить овсом, ячменём и никогда не убивать. А яйца, которые они несли, считали лечебными.

В день Кузьмы и Демьяна обращали внимание на приметы погоды. Если день выдавался снежным - следовало ждать весной большого разлива рек. Лист, оставшийся на дереве до Кузьминок, предвещал мороз следующей зимой.

«Кузьминки - по осени поминки»

Цель : продолжить знакомство с православными праздниками в рамках народного календаря

Задачи:


  • расширить круг знаний детей о православных праздниках,

  • познакомить с обычаями, связанными с праздником Кузьмы и Димьяна, более подробно рассмотреть его как девичий праздник.,

  • содействовать развитию творческого воображения; через систему праздников народного календаря,

  • приобщать к традициям народной культуры.
Оборудование и реквизит: музыкальное сопровождение (“Тонкая рябина”, “Эй, ухнем”, “Во саду ли, в огороде”), музейные экспонаты, народные музыкальные инструменты, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие гости, добрый день, ребята! Сегодня вы познакомитесь с историей народного праздника, его традициями (звучит музыка)

И так начинаем наш праздник

Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ответ: ноябрь)

По древнерусским святцам ноябрь известен под именем грудень : от груд замерзшей земли, от грудного пути – так называлась раньше зимняя замерзшая дорога.

– Праздник Косьма и Дамиана. ПРАВИЛЬНО

А есть еще летний праздник Косьмы и Дамиана- _____________________________

Ведущий.2 Немало народных примет было связано с этим днем.

Снег на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.

Если на Кузьму- Дамиана лист остается на дереве, то год будет морозным.
Если вдруг в ноябре

Комара на окне

Видишь ты не зря,

Быть не лютой зиме

Рано инеем покрылась ива,

Это удивительно красиво.

Но явление это, знаем мы,

Верный признак затяжной зимы
Коль в ноябре заплачет небо

Дождь неожиданно пойдет,

То ожидать недолго – следом

Зима с метелями идет.
В1 Кузьма и Дамиана слывут в народе кузнецами.

Ведущий. Закует Кузьма- Дамиана так, что до весны реки не расковать!
– Не заковать реку без Дамиана!

Кроме того, Кузьма и Дамиана были известны под именем “кашников”. В предании говорится, что Кузьма и Дамиана никогда не требовали платы за свою работу, а только просили накормить их кашей, приговаривая:

Хозяину ворошок, а нам каши горшок.

У нас в музее есть экспонаты русского народного быта. Что это за предметы, вы узнаете, когда отгадаете загадки (раздаем):

Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.

(Ответ: Стол )
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас

(Ответ: Стул )
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар )
То назад, то вперёд
Ходит бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!

(Ответ: Утюг )
Пляшу по горнице

С работою моею

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею. (Веретено.)
Свинка- золотая щетинка,

Льняной хвост,

По белу свету скачет,

Всех людей красит

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.

(Ответ: Веник )
В1 Молодцы все загадки отгадали.

А еще в русском народе Кузьма и Демьян - зимние назывались раньше -Курятниками, эти святые считались покровителями кур.

В этот день справляли куриный праздник – петушиные именины – Кочеты.

Говорили: “Кузьма – Дамиана ” зароди цыпляток к осени!”

А еще
Кузьму и Демьяна почитают и покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни.

Во время свадебного обряда дружка или крестная мать обращались к святым покровителям свадьбы: "Кузьма-Демьян, скуй нам свадьбу до белой головы до седой бороды" или "Кузьма-Демьян, приди к нам на помощь! Сыграй нам свадьбу крепкую, нескучную, неразлучную!"

Праздник этот называли еще и девичьим праздником.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех. Основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша.

Вечером девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду. Среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво.

После угощения начинались игры, хороводы молодежи.

В2 А сейчас мы с вами тоже поиграем в те игры и попоем те песни которые исполняли на посиделках наши предки.

Сегодня на наши посиделки пришли гости из детского объединение «Горница» - учащиеся 8 класса школы № 45- аккомпаниатор Морозов Петр Иванович

Они на народных инструментах нам исполнят русскую народную песню «СВЕТИТ МЕСЯЦ»

Спасибо. Оставайтесь с нами на посиделках

Девицы -красные, молодцы- удалые выходи в игру играть

«Бояре вы к нам пришли»

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли

Бояре, а зачем пришли

Молодые, а зачем пришли

Бояре, нам невеста нужна

Молодые, нам невеста нужна

Боре, а какая нужна

Бояре, она глупая у нас,

Молодые, она глупая у нас

Бояре, не валяйте дурака

Отдавайте нам невесту навсегда
Начинается песня-игра «Бояре». Мальчики и девочки берутся за руки, выстраиваются друг против друга.

На первой строчке текста шеренга мальчиков шагает навстречу девочкам.

На второй строчке - они пятятся назад.

Следующий ответный куплет исполняют девочки. Действия те же.

В конце каждой строчки притопывают ногой.

В2

Девицы красные, молодцы удалые выходи в игру играть

Колечко – колечко выйди на крылечко

Выйди на крылечко

Кто с крылечка сойдет-

тот колечко найдет

В1 выходи кадриль плясать

«Прялица - кокорица моя»

Уж ты прялица - кокорица моя,

Уж я вынесу на улицу тебя

Буду прясть, да попрядовать

На подруженек поглядывать
Напряду я много пряженьки

Мне с бабулею на варежки

Я бабулю свою слушаюсь

Пирожки- оладьи кушаю

Игра «Заря» дети стоят в кругу плотно друг к другу. Водящий, ходит за кругом пока говорят слова, как только проговариваются слова – по воду пошла, ложит ленту на плечо играющему и они разбегаются в разные стороны. Кто быстрей встанет на пустое место в круге. Игра повторяется

Заря-зареница

Красная девица по полю ходила

Кольцо обронила

Кольца золотые

Ленты голубые

По воду пошла

В1 еще один танец станцуем, а называется он

«Клубок», танцуют все

Уж я улком шла

Переулком шла

Клубок ниток нашла

Клубок катится

Перекатится

Нитка тянется

Перетянется

Нитка дале, дале, дале

Клубок боле, боле, боле

Я за ниточку бралась

Тонка нитка порвалась (танцующие встают держась за руки друг за другом, водящий закручивает всех в «Клубок»)

Ну на славу повеселились, удались у нас посиделки

Проверка восприятия

Ведущий 1: А сейчас проверим, что вы запомнили из истории праздника:

КАК В СТАРИНУ НАЗЫВАЛСЯ ПРАЗДНИК В НОЯБРЕ-

Праздник КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА, Куринный праздник, Девичьи посиделки.

Ответьте на вопрос, выбрав правильный вариант ответа из предложенных:

1. По древнерусским месяцесловам и православным святцам месяц ноябрь называется:

1) грудень;
2) студень;
3) травень;

3.Праздник назывался по:

1) по фамилии Кузьмин;
2) по имени Кузьма и Дамиан;
3) праздник кузнецов;

Вот и закончились наши девичьи посиделки

Желаем вам гости дорогие здоровья – отменного,

вашим семьям благополучия, помнить что благополучие страны зависит от благополучия семьи, а благополучие семьи всегда основывается на родословной памяти и культуре своего народа. Давайте помнить эти слова:

Нация не помнящая свои истоки обречена на гибель.

14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана, которые были родом из Малой Азии. Они были искусными врачевателями и могли силой молитвы исцелить безнадежно больного человека. Благодаря братьям многие люди обратились в христианскую веру. Косму и Дамиана пытался заставить принести жертву языческим богам римский император Карин, но, пораженный внезапной болезнью, он сам обратился к их помощи. После того, как святые исцелили его, их с честью отпустили домой.

Братья не брали с людей никакой платы, за что их прозвали бессеребряниками. Однажды они смогли исцелить безнадежно больную женщину. В благодарность за это она принесла Дамиану три яйца и попросила взять их во имя Святой Троицы. Святой не смог ей отказать. Когда же об этом узнал Косма, он сильно расстроился, и завещал, чтобы после смерти его похоронили отдельно от брата.

Врачеванию братья учились у одного старого врача, который со временем стал сильно завидовать их славе. Доведенный этой страстью до исступления, он под предлогом сбора лекарственных растений позвал святых в горы и там убил их, а тела бросил в реку.

Когда тела братьев были найдены, люди не знали, как их похоронить – вместе или раздельно. Но тут произошло чудо: некогда исцеленный от бешенства верблюд сказал человеческим голосом, что братьев должны похоронить рядом, потому что Дамиан принял дар не от корысти, а по милосердию. Так люди и сделали.

Кузьминки осенние: история праздника

На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов. В народном представлении Кузьма (Косма) имел непосредственное отношение к кузнечеству. Его наделили обширными, многогранными способностями и качествами – вполне человеческими и в то же время магическими и чудесными, – какими обладали кузнецы. В глазах простых людей главное призвание христианских святых (врачевание) представлялось как своего рода перековка больного, его переделывание и закаливание.

В одноименных глаголах «куй» и «ковать» одно из древнейших и главных значений – создавать, творить, а также обрабатывать, переделывать, превращать, изменять, придавать любой вид. Кузнецы в мифологии – творцы мира, первые пахари, маги и колдуны, искусные врачеватели, имеющие дела с металлами, наделенными в обрядовой практике народов сверхъестественными способностями: с того времени, когда люди научились добывать металл (медь, железо), металлические изделия применялись как мощные талисманы, обереги и пр.

В народном фольклоре часто встречается образ кузнеца, а понятие «ковать» применяют к различным природным явлениям и ситуациям (образовательным, семейно-брачным, воспитательным, военным и др.). До сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».

Кузьма и Демьян в народе славятся кузнецами в прямом и переносном смысле.

Кузнец Кузьмадемьян кует лёд на земле и на водах.

Без Козьмодемьяна не заковать зиме реку.

Кузьма закует, а Михаил раскует (часто в бывает оттепель).

Козьма с гвоздем, Николай ( ) с мостом.

Кузьминики осенние кузнецы считали своим профессиональным праздником. В этот день им запрещалось работать: из страха перед своими святыми покровителями и из уважения к ним.

Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. С этой даты женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше: Кузьма и Демьян, сравняйте меня позднюю с ранними .

В некоторых легендах и былинах святых братьев связывают с земледельческими работами – они молотильщики и пахари. Существовало предание, что Кузьма и Демьян охотнее всего нанимались молотить. Они никогда не требовали платы за свою работу и только просили, чтобы их вовремя кормили кашей. От этого братьев иногда называют «кашниками».

В некоторых местах в день Кузьмы и Демьяна «чествовали овин», приурочив начало молотьбы к этой дате. В овин несли кашу, угощали молотильщиков и угощались сами. Немного каши оставляли в овине для его хозяина – овинника.

Ещё в этот день вспоминали домового, который, согласно поверью, в ноябре особенно безобразничает и буйствует. Чтобы успокоить разбушевавшегося духа, его либо задабривали, оставляя всякие угощения, либо гнали помелом.

Святых братьев (покровителей любого ремесла) в народе воспринимали и как носителей знаний. Для наших предков Кузьма и Демьян стали молитвенными помощниками в просвещении разума и обучении грамоте. В Древней Руси учебный год начинался, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу: или с 1 ноября (в день Кузьмы и Демьяна), или с 1 декабря ().

Кузьминки осенние: традиции и обычаи

Ноябрьские Кузьминики часто называли «курячими именинами» или «курячим праздником». В этот день в церковь носили кур и варили кашу, которую не только ели сами, но и предлагали отведать святым покровителям дня:

Кузьма и Демьян, приходите к нам кашу хлебать.

В день Кузьмы и Демьяна – куриная смерть (режут кур).

На Кузьму-Демьяна – цыпленка попу, а курицу на стол.

С этого дня начинали на продажу бить кур, жарили куриное мясо, в курятниках служили молебен и кропили их святой водой. Называли этот обряд – «кур молить». Чтобы птица водилась, в этот день обязательно нужно отведать блюдо из куриного мяса. Во время еды кости куриные не ломали, чтобы птица не болела.

Святых братьев воспринимали как покровителей счастливой семейной жизни и домашнего очага. К образу чудесных кузнецов обращались в святочных и свадебных песнях.

Повсеместно Кузьминики считались девичьим праздником. Существовал обычай, по которому девушка-невеста в этот день считалась хозяйкой дома. Она готовила кушанья для всей семьи. Почетным угощением была куриная лапша.

В ряде мест незамужние девушки, дабы доказать свою готовность вступить в брак, в этот праздник в снятом помещении устраивали ссыпчины – вскладчину покупали продукты и устраивали пиршество. Вечером они принимали парней, угощали их куриной лапшой (куриным супом). Празднование длилось до утра. Если все угощения были съедены, то парни отправлялись на промысел – воровали соседских кур. К таким кражам крестьяне относились снисходительно, если и ругались, то больше для порядка.

В некоторых местах было принято, чтобы девушки ходили по деревне и выпрашивали продукты, из которых потом готовили кушанья. Этими блюдами они угощали приглашенных парней и взрослых, заглянувших к ним на огонек.

В Пензенской губернии существовал обычай устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки делали чучело: набивали мужские штаны и рубаху соломой, приделывали к ним голову. Чучело опоясывали кушаком, обували в старые лапти и сажали в центре избы. Сначала «женили Кузьку» на одной из девушек, потом укладывали на носилки и несли за околицу или в лес. Там чучело раздевали, солому раздергивали, плясали на ней, а потом сжигали. В нижегородских деревнях чучело не сжигали, а топили в реке. На следующий день девицы устраивали поминки, на которые приглашали парней, делали брагу, варили кашу, пекли блины. Первый блин непременно отдавали парням.

На кузьминских гуляниях пели песни, водила хороводы, участвовали в разнообразных играх.

Видео: Кузьминки – осенние посиделки