Тетрадь индивидуальных занятий логопеда. Памятка (для родителей) «Как заниматься по логопедической тетради

Оксана Васильевна Новикова
Памятка (для родителей) «Как заниматься по логопедической тетради»

«КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ »

1. Тетрадь из детского сада забирают родители в пятницу вечером .

2. В выходные, в течение 15-20 минут, родители выполняют задание логопеда вместе с ребёнком .

3. Упражнения выполняются сидя перед большим зеркалом. Ребёнок смотрит на себя в зеркало и следит за своими губами во время проговаривания звуков, слов, предложений. Обязательно контролируйте правильную посадку ребёнка, речевой выдох и правильное произнесение автоматизируемого звука.

4. Очень важно учить ребёнка слышать свою речь, особенно во время занятий. Если ребёнок не прислушивается к себе, взрослый корректно его поправляет.

5. В течение недели родители закрепляют наработанный логопедом и ребёнком материал .

6. Все задания по развитию мелкой моторики выполняются карандашом и только ребёнком : недопустимо раскрашивание, штрихование и т. д. за него. Пусть ребёнок выполнит тот объём работы, который сможет, а через время закончит его выполнение.

7. Учите ребёнка ответственно выполнять задания, доводить начатое дело до конца. Это хорошая подготовка перед школой!

8. В понедельник утром родители приносят тетрадь в детский сад , рассказывают логопеду или воспитателю о трудностях, задают вопросы, высказывают пожелания.

Желаю успехов в обучении ваших детей правильной речи, ведь основную нагрузку должны взять на себя Вы, уважаемые родители !

С уважением учитель-логопед Оксана Васильевна Новикова

Публикации по теме:

Гимнастика для ног. Памятка для родителей. Летом ребятишек-дошкольников домой не загонишь – бегают, играют на улице чуть не дотемна. Если сынишка или дочка вдруг пожалуются: «Ножки.

Памятка для родителей по ПДД ПАМЯТКА для родителей детей младшего дошкольного возраста Ворчанием наскучишь, примером научишь. Китайская пословица Уважаемые родители.

Памятка для родителей будущих первоклассников Памятка для родителей будущих первоклассников Научите ребенка содержать в порядке свои вещи. (Успехи в учебе во многом зависят от того,.

Памятка «Этикет для родителей и детей» Памятка для родителей и детей. 1. Постарайся не начинать свой вопрос с буквы А. Не следует показывать на людей и предметы пальцем, лучше.

Памятка для родителей по антитеррору Терроризм - это одно из самых страшных преступлений. Бандиты совершают его, чтобы добиться своих злых целей. Для этого они нагнетают страх.

Памятка для родителей по ПДД Памятка для родителей. Дошкольник не понимает опасности, которая подстерегает его на улице. Поэтому ребенок не должен самостоятельно ходить.

Памятка для родителей «Засветись» на дороге» Начиная с 1 июля 2015 года в Российской Федерации пешеходы обязаны иметь светоотражатели в следующем случае: * вне населенного пункта;.

Очень занимательным для дошкольника делом является выращивание растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у.

Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка” г.Данков, Липецкой области.

Тетрадь назвала “кенгуру”. Она поделена на разделы: общая артикуляционная гимнастика; для свистящих; для шипящих; для звуков [р], [рь]; для звуков[л],[ль];

Комплексы упражнений составлены в виде книжечек. Они собираются и аккуратно вклеиваются в тетрадь по порядку, после “домиков-карманчиков”.

Для обозначения звуков использую немного адаптированные картинки-символы по методике Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Звуковые символы гласных звуков наклеиваю на карточки красного цвета и помещаю в красный конвертик - дети быстрее запоминают эти звуки, называют их поющими. В другой конвертик “губки” - помещаю карточки со схематическим изображением форм губ (а - кружок, о - большой цветочек, у -маленький цветочек, и - лодочка, ы - юбочка.)

Располагая на столе звуковые символы и “губки”, дети пропевают эти звуки, т.е. выполняют упражнение “песенки”.

Далее, выучив с детьми упражнения общей артикуляционной гимнастики, перехожу к комплексу свистящих. В “домике-карманчике” свистящих размещаю звуковые символы свистящих звуков ([с] - воздух выходит из насоса и свистит, [сь] - водичка течет из крана, [з]звенит комар, [зь] звенит маленький комарик, [ц] девочка пригрозила куклам, чтобы тихо сидели). Поставив ребенку, например, звук [с], начинаю автоматизировать его в слогах.

Наглядно показываю это ребенку в упражнении “Дружба”.

Звуковой символ - Насосик идет в гости к Анечке. Говорю детям, что они подружились и сочинили свою песенку –са, если Насосик постучался в левую дверь, и –ас - в правую дверь. Дальше насос идет в гости к Олечке (со,-ос), к паровозику(су,-ус), к пароходику(сы,-ыс). Позже в домик-карманчик для родителей размещаю карточки с речевым материалом по автоматизации поставленного звука в словах, предложениях, связном тексте и т.д. А также произвожу текущие записи о тематике проведении индивидуальных занятий с детьми, заданий воспитателям и родителям по зукопроизношению.

Аналогично провожу работу и по другим группам звуков.

Такое разнообразное и упорядоченное ведение материала в тетради вызывает у детей интерес, дисциплинирует их. Выучив упражнение, дети разукрашивают картинку, обозначающую это упражнение, что вырабатывает у них чувство самоконтроля. Звуковые символы способствуют быстрому запоминанию звуков, умению их различать. Такая тетрадь становится настольной книгой ребенка. В течение недели он занимается по ней в детском саду с логопедом и воспитателями, а на выходные берет домой - выполняет задания с родителями.

Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Комментарии к презентации

Слайд 1 «Ведение индивидуальных логопедических тетрадей как важное условие успешной коррекционной работы»

Слайд 2 Содержание: 1. Цель ведение индивидуальных тетрадей логопеда.

3. Обзор тетрадей для закрепления полученных знаний у детей (по лексическим темам, автоматизации звуков).

4. Ведение интерактивного дневника.

Слайд 3 Цель . Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители.

  • Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
  • Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Слайд 4 артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков

Могут предлагаться в различной форме: вклеенные или нарисованные картинки, соответствующие артикуляционным упражнениям, альбомы «Нескучные артикуляционные упражнения». Включает в себя как повторение артикуляционных упражнений, так и различные игры, раскрашивание картинок, логические задания. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

Слайд 5 В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка ).

Слайд 6 задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.

Слайд 7 серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

Слайд 8 развитие связной речи это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

Слайд 9, 10, 11 Кроме самостоятельно оформленных тетрадей логопеды часто используют готовые тетради для автоматизации поставленных звуков. Таких авторов как: Е.А.Азова, О.О.Чернова, Ю.Б.Жихарёва-Норкина, Коноваленко, Костюк… Для формирование фонематического слуха Колесникова. Для развитие связной речи и формирования лексико-грамматических категорий: Теремкова, Арбекова…

Слайд 12 Ведение интерактивного дневника ребёнка . Сайт Мерсибо предлагает вести дневник на каждого ребёнка, в котором можно заполнить анкету (анамнез), записать речь ребёнка на диагностики. И подбирать речевые игры, в которые ребёнок может поиграть дома, за успешное выполнение заданий он получает поощрения в виде фруктов. Логопед может отследить сколько по времени занимался ребёнок.

Слайд 13 Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

дневник

педагогической практики

4 курса

Специальности «Логопедия»

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Б аза практики

Курсовой руководитель практики

Руководитель практикой в базовом учреждении ____________________________

_____________________________________________________________________

Директор _____________________________________________________________

Владивосток, 2013 г.

1 неделя

Общее знакомство студентов с образовательным учреждением, логопедическим кабинетом и организацией коррекционно-развивающей работы с учащимися

Задания

1. Знакомство со всеми видами документации учителя-логопеда (порядок приема и обследования, комплектования группы и подгруппы детей, с речевыми нарушениями, характер и форма ведения документации учителя-логопеда школьного логопункта, Центра диагностики и консультирования).

2. Подготовка и проведение нейропсихологического и логопедического обследования 5 детей с речевыми расстройствами. Выявление структуры дефекта, определение сохранных функций, итоговое логопедическое заключение и составление плана коррекционной индивидуальной и групповой работы с детьми на период практики (см. приложение3). Оформить речевую карту по каждому ученику.

3. Посещение уроков, проводимых логопедом (учителем) школы (по 3 занятия в день).

Задание 1. Документация логопедического кабинета

1. _________ Перспективный план работы на год_____________________________________

2. _________ Индивидуальная логопедическая карта__________________________________

3. _________ Карты диспансерного учёта больных____________________________________

4. _________ Журналы посещаемости детей логопедических занятий____________________

5. _________ Индивидуальные тетради детей________________________________________

6. _________ Расписание логопедических занятий_ ___________________________________

7. _________ Поурочные планы работы_____________________________________________

8. _________ Индивидуальные перспективные планы на детей_________________________

9. _____________________________________________________________________________

10. _____________________________________________________________________________

Задание 2.1. Обследование учащихся

Дата обследования

Ф.И. учащегося

Предварительное заключение

ОНР 2 уровня

Сенсорная алалия

ОНР 2 ур., системное недоразвитие речи

Ринолалия, акуст. дисграф., дислексия

Недоразвитие речи

Задание 2.2. Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение ____ класса (группы) с нарушением речи (речевая карта прилагается)___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 2. 3. Оформление речевой карты на каждого обследуемого ученика (в 2-х экземплярах) в соответствии с речевым нарушением.

Задание 2.4. Составление перспективного плана работы (см. приложение 3).

Основные с ________дисграфией_______________________

1. ____________ формирование зрительного анализа и синтеза _____________________________

2. _______________ формирование пространственных представлений_________________________

3. _______________ формирование умения деления предложения на слова ___________________

4. _______________ формирование лексико-грамматического строя речи ____________________

5. ______________ формирование познавательных процессов: коррекции, памяти, внимание ___

6. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основные направления коррекционной работы с ____дислексией___________________________

______________________________________________________________________________________

1. _______________________ четкое представление о звуковой структуре слога ______________

2. _________________________ фонематический анализ ___________________________________

3. ________________________ обобщенное представление о слоге __________________________

4. ___________________ формирование фонематического восприятия _______________________

5. ____________________ различение оппозиционных звуков ______________________________

6. ________ формирование пространственных представлений зрительного анализа и синтеза ___

Задание 3. Анализ занятий, проводимых учителем-логопедом:

План анализа логопедического занятия по

  1. Дата проведения 11 февраля
  2. Вид занятия Индивидуальное
  3. Тема занятия: Автоматизация звука [С]
  4. Этап логопедической работы:
  1. Группа (класс): 3 Б
  1. Цель занятия: автоматизация звука [С]
  1. Задачи:

–Коррекционные речевые:

Сформировать умение правильного произнесения звука [с];

Дать характеристику и правильную артикуляцию звука [с];

Научить произносить звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

–Коррекционные неречевые:

Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

Развивать умение понимать обращенную речь;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Развивать общую моторику.

–Педагогические задачи:

Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

Развивать самоконтроль и ответственность

Предварительная работа:

Материал: схема артикуляции звука, картинки со звуком [с], кружочки гласных и согласных звуков, картинка [сова], ватка, шпатель (шпашка), спирт.

Общий вывод по занятию:

1. Соответствует ли структура занятия его цели и задачам?

Организационная структура урока соответствует целям и заданиям.

2. Прослеживается ли логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия?

Этапы урока между собой последовательны и логичны.

3. Насколько целесообразно распределение времени по этапам занятия?

Время урока распределялось соответственно методическим требованиям.

4. Рационально ли использовано оборудования кабинета?

Оборудование кабинета использовалось рационально: применялось на уроке музыкальное сопровождение.

5. Имело ли место организация начала и конца занятия?

Структура урока не нарушалась: чётко было разграничено время на все этапы урока.

6. Насколько оптимальным был темп ведения занятия?

Темп ведения урока был спокойный, ровный.

7. Был ли у логопеда план занятия и какова степень его выполнения?

План урока у логопеда был, и он весь реализовывался на уроке.

8. Соответствовал ли уровень сложности заданий речевым возможностям пациентов?

Уровень сложности заданий соответствовал речевым возможностям ребёнка