Теории женской эмансипации. Эмансипированная женщина

Если представить себе такой вариант, что все женщины работоспособного возраста оставят свои места на работе и приступят к "исконно женской" работе - рожать детей, стирать, готовить и т.д. то что случится? В больницах и клиниках пациенты останутся без врачей и медсестёр, т.к. около 80% медработников - женщины. Школы останутся без учителей, т.к. более 70% учителей - женщины. И, даже в такой профессии, как инженер, на долю женщин приходится более 55% работников.

И, конечно же, эмансипация женщины не могла пройти без ряда семейно - психологических последствий, относящихся к современному браку. Эмансипация изменила её психологический и духовный склад женщины, круг её интересов расширился, материальные и духовные потребности возросли. Женская эмансипация сделала женщину в семье экономически самостоятельным человеком, очень часто не зависящим от мужа экономически (в 25% случаев женщина зарабатывает даже больше мужа). Вот сейчас относительно легко, ведь они имеют возможность самостоятельно обеспечить себя и своего ребёнка. Ведь не случайно почти в 70% случаев - инициатива женщины. Большая роль женщины и в . Бюджет семьи, а, следовательно и её материальное состояние в большой степени определяются вкладом женщины о общую кассу.

Эмансипация женщины зависит, во многом, от . Если с раннего детства родители воспитывают в дочери гордость, независимость, требовательность, внушают получить образование и искать интересную престижную работу. Всё вроде бы правильно. Только они дают не полное воспитание своей дочери, не готовят её к , к тому, что придётся стать женой, матерью, хозяйкой. Об этом часто забывается. А не следовало бы.

Результат такого "однобокого" воспитания налицо. Ни готовить ни убираться женщина не любит и не умеет. И очень повезёт, если ей попадётся мудрый, понимающий и помогающий во всех делах муж. Ведь такая "чересчур эмансипированная женщина" является "профессионалом только на работе", а дома просто неумеха.

"У меня дочери, девочки. И я хочу, чтобы они были счастливы в своей профессии, также, как и я. Но, также я желаю, чтобы они помнили, что они ещё и женщины" - эти слова сказаны полковником, лётчиком испытателем первого класса, кандидатом технических наук и обладателем нескольких мировых рекордов и... матерью, Мариной Попович.

И многие работающие женщины забыли, что равенство с мужчиной не является тождеством. Эмансипация женщин даёт права, но не снимает с них женских обязанностей, ведь только стараниями матери пелёнка у малыша будет мягкой, обед вкусным, а , хотя вклад мужчины в семейное счастье должен быть никик не меньше, чем вклад женщины.

Отменять самостоятельность женщин и оспаривать их права на бурную творческую или профессиональную деятельность не надо, отнюдь! Тем более, что это невозможно не только потому, что будут противиться этому, а ещё и потому, что многие сферы деятельности, такие как медицина, образование, торговля (продавцы, кассиры и т.д.) представлены преимущественно женщинами. И отказаться от этих сфер мы не можем.

Речь о другом. Полная свобода женщины и её отдача профессиональной и общественной жизни нередко становятся , также, как и полная свобода мужчины. И между супругами часто возникает дух соперничества, который приводит к своеобразной ревности мужа и жены к успехам друг друга. И успехи эти воспринимаются не как общие, а только как свои. Отсюда и желание высмеять успехи другого супруга, принизить его старания.

Необходимо чётко разделять понятия равноправия и равенства. Женщина равноправна с мужчиной и это правильно. Но женщина не равна мужчине, нельзя между ними поставить знак равенства. И материнство - это функция сугубо женская, с этим никто поспорить не сможет, нельзя оторвать материнство от женской природы. Мужчина не может быть матерью, ею может быть только женщина. Роль матери в семье мужчина исполнить никак не сможет. Также как и женщина не сможет исполнить роль отца в воспитании ребёнка. И остаётся по-прежнему, как бы мы не спорили об этом, и как-бы не пытались уйти от этого.

Так что, говоря слова "эмансипация женщины", имеется ввиду равноправие и равные возможности, но не равенство с мужчиной. На самом деле, формула семейного счастья проста. И выглядит она следующим образом: "Мужчина + Женщина = Семейное счастье" . Не надо ставить знак равенства между мужчиной и женщиной. И не надо ставить между ними знаки "больше" или "меньше" и пытаться быть лидером во всём. У каждого свои обязанности. Единственный верный знак между мужчиной и женщиной, который позволяет получить в итоге счастливую семью - это знак "плюс". Т.е. мужчина и женщина должны дополнить друг друга, идти в одном направлении, а не в разных, объединить свои сильные навыки и качества, а не противопоставлять их друг другу. И только, сложив вместе свои усилия, они станут счастливой семьёй и на своём примере воспитают счастливых детей.


Эмансипация женщин – это направление социально-политического реформаторского движения, основой которого является стремление к освобождению женщин от угнетения на основе гендерной принадлежности. Эмансипация женщин простыми словами подразумевает предоставление им полного равноправия во всех социальных проявлениях, как на уровне государства и общественности, так и в трудовой, а также семейной жизни. По сути, данное движение требует предоставления равных прав с мужчинами, возможность участвовать в выборе дальнейшего курса движения (как в политике, так и собственной семье), а также активном преобразовании действительности.

Что это такое

Понятие эмансипации приобрело свою известность в контексте борьбы женской половины за свои права, однако этот термин обозначает освобождение от любой зависимости, предрассудков или угнетения. Данная категория используется в социологических сферах и характеризует не только освобождение женщин, но также выход из-под отцовской власти детей и признание их дееспособности.

Относительно различных национальностей понятие используется для обозначения отмены угнетения в правах различных народов (особенно ярко это видно на процессе эмансипации иудейских народов). Помимо человеческих сфер, эмансипация используется в любых сферах, где необходимо подчеркнуть независимость или свободу самостоятельного выражения, даже в музыке это характеризует отсутствие необходимости попадать в диссонанс, что может приводить к рождению новых творческих произведений.

Помимо отказа неадекватной власти, эмансипация предполагает восстановление правовой сферы и наделение одинаковыми обязанностями. Эти устои обязаны соблюдать обе стороны, т.е. не бывает так, что только женщина или ребенок требуют своей независимости и равноправия, а и тот человек, который теоретически может ущемить права должен соблюдать свободу и требовать соответственное выполнение обязательств от второй стороны.

Эмансипация, как общечеловеческое движение подразумевает добровольный отказ от притеснения. Это очень важный момент, поскольку ранее человека могли формально освободить от повинностей или уничижительного отношения, а по факту передать право собственности на его жизнь и решения другому или же воздействовать на уровне психологического давления и .

В первоначальном историческом контексте термин употреблялся относительно детей, которые сепарировались от родителей и переставали пребывать под их влиянием и опекой. Только со временем это стало синонимом равноправия и стало распространяться на различные социальные группы, свободы которых ущемлялись по тем или иным причинам. Наиболее распространенной является женская эмансипация и стремление фемин к получению равных свобод.

Движение за эмансипацию женщин в 19 веке

История эмансипации женщин официально началась во времена французской революции, однако нельзя говорить, что подобные идеи только тогда и зародились, скорее это был удобный момент для переворота сознания и создания новых социальных и правовых устоев. Фемин пытались отстаивать свои права и получать новые уровни свободы, действуя подпольными методами – они устраивали демонстрации и забастовки, собирали закрытые собрания и кружки, где обсуждали роль собственного мнения и возможности реализации своего личностного ресурса. Из-за официального запрета женщинам влиять на политику, они переодевались в мужские костюмы и таким образом пытались изменить действующее законодательство, чем вызвали бурное возмущение со стороны мужчин. После подобных выходок были официально запрещены собрания и протесты, а те, кто поддерживал подобные акции, наказывались, как нарушители действующего режима.

Представители за женскую эмансипацию не остановились после наложенных запретов, и в итоге им удалось отстоять собственную точку зрения и добиться сдвига в равноправии. Естественно изначально каждая новая возможность отвоёвывалась с большим трудом, да и по настоящий момент есть сферы, куда эмансипированные деятели ещё не добрались. Многовековой уклад патриархата, восприятие женщины, как более низкого существа надолго отпечатались в истории, законодательстве и психологии невозможно искоренить из психики и общемирового уклада за один день.

Помимо самостоятельного женского движения с целью получения дополнительных свобод, экономическое развитие в 19 веке привело к тому, что требовалось все больше рабочих на заводах и фабриках. Именно такая новая индустрия превратила женщин из домашних наседок в наёмных рабочих, которые выполняли свои обязанности наравне с мужчинами, за что получали соответствующее вознаграждение. Двигалось и интеллектуальное развитие, и все больше женщин начинали пользоваться формальным согласием на получение образования – стали появляться учёные и доктора наук, многие уходили преподавать в университеты или делали новые научные открытия.

Можно сказать, что социально-экономическая ситуация и развитие многих стран помогло развитию эмансипированного движения изнутри, поскольку при иных внешних условиях женский бунт был бы банально подавлен и всё вернулось на круги своя. Революционные периоды навсегда оставили в прошлом множество запретов и предоставили возможности для самореализации, но вместе с тем появились новые проблемы, как на личностном уровне, так и на общесоциальном. Изменение роли женщины оказывает непосредственное и очень яркое влияние на систему всего общества, на его дальнейшее развитие и рамки существования.

Проблемы и последствия эмансипации женщин

Положительные стороны эмансипации были чётко расписаны еще в революционные времена, сейчас о них продолжают говорить при каждом удобном случае, когда отстаиваются новые уровни равноправия, но при этом для справедливости стоит отметить, что новая организация социума принесла и новые проблемы.

Получив равные права после долгих времён запрета, многие женщины стали вести себя, как подростки, у которых родители уехали на дачу. Неконтролируемое употребление алкоголя и курение, работа на тяжёлых производствах с одной стороны наносят вред её здоровью, а с другой постепенно уничтожают всё человечество. Женский организм быстрее приобретает зависимость, хуже справляется с переработкой ядов, и в итоге разрушенной оказывается не только индивидуальная судьба женщины, но и её детей, если такие вообще могут появиться с нарушением здоровья.

Повлияло равноправие и на семейные отношения, где люди договорились о совместном выполнении семейных обязательств. На данном этапе уже существуют официальные исследования и подтверждённые данные того, что семьи, живущие по старому укладу, разводятся реже. Причина кроется в том, что мужчины внутренне не хотят идти навстречу, готовить обеды или мыть полы, а женщины устраиваются на полноценный рабочий график, и просто не имеют времени этим заниматься, что приводит к постоянным . Если обязанности делятся не по времени, а по функционалу, то это начинает напоминать рабочие договорённости, что в итоге лишает отношения яркости чувств, непосредственности проявления и первоначальной романтической составляющей.

Это всё только добавляет острых углов, а с тем, что женщины получили финансовую независимость, то они более не стремятся к сохранению отношений любым путем, а с лёгкостью идут на разрыв. Нельзя сказать, что это однозначно негативно, ведь жить с человеком, постоянно унижающим достоинство, не имеет смысла и теперь есть возможность положить этому конец, но в некоторых моментах люди перестают ценить сами отношения в принципе.

На психологическом уровне происходит искажение гендера, женщины становятся более маскулинными, что в свою очередь усиливает феминную часть мужчин. Стираются ранее чёткие границы между полами, общество становится андрогинным, увеличивается количество разнополовых связей. Мужчины всё чаще пользуются женскими правами, например, уйти в декретный отпуск, заниматься ребёнком, освоить вышивку или танцы. Это нельзя однозначно считать негативом просто в переломный момент общество ещё не готово принять те изменения, которые происходят.

Сейчас есть достаточно большое количество людей, живущих по прежним понятиям мужского и женского, они пытаются всё вернуть к исходному состоянию, что вызывает только конфликты. Сами женщины, пользуясь карьерой, преодолевая трудности, недоступные мужчинам, добивающиеся успехов и воспитывающие в себе активные мужские качества начинают чувствовать тоску по сильному плечу.

Внутри тех, кто боролся за свободу и самостоятельность жива внутренняя память о тех временах, когда можно было не брать на себя столько ответственности и спрятаться за сильной спиной. В настоящем же мире, где женщины становятся всё сильнее, мужчины не наращивают силу, а слабеют – закон сохранения энергии, который никто не учёл.

Общая нагрузка на женщину в итоге увеличилась, поскольку прежние домашние и семейные обязанности никуда не делись, только теперь к ним добавились профессиональные. Негативная сторона заключается в том, что мужчины отказывают в помощи, указывая на то, что каждый самостоятелен и может помочь себе.

Если раньше женщина просто писала список всего необходимого, то сейчас она ещё должна его приобрести, а потом держать в нормальном состоянии хозяйство и работу. Там, где мужчины не понимают внутренний смысл понятия, и не присутствует помощь со стороны няни, домработницы и прочих людей, женщина собственными усилиями попадёт в ещё большее рабство, выбраться из которого невозможно, поскольку винит только себя.

Как и в любых реформаторских начинаниях, главной остаётся проблематика правильной подачи информации и отсутствие искажения смысла. Там, где это сделано правильно и аккуратно, женщины получают исключительно возможности для развития, реализации и возможности положительно повлиять на мир. В тех ситуациях, где понятие искажается самими женщинами, мужчинами или властью происходит подмена понятий и то, что планировалось для улучшения жизни, в итоге её не только утяжеляет, но в некоторых ситуациях и губит. Поэтому, если вы лично знаете, что ваш не будет помогать вам по дому, придерживается старых традиций, то имеет смысл позаботиться о себе и выбирать только ту работу, которая будет приносить удовольствие и давать много ресурса и свободного времени, а ответственность за обеспечение семьи переложить на его плечи.

Эмансипация – это только один из возможных путей, вариант развития собственной жизни, а насколько его использовать необходимо решать самостоятельно. На уровне же государства и законодательной базы, женская свобода реализации всегда отстаивается благодаря усилиям революционерок.

8 марта 2005 года президент Путин провел, как и положено, встречу с российскими женщинами. Симптоматично, что в Кремль к президенту были приглашены не секретарши и домохозяйки, а бойцы морской пехоты и спецназа, летчицы, фронтовые разведчицы - ветераны Великой Отечественной войны и войны в Афганистане, а также дамы, проходящие сейчас службу в Чеченской республике. Таким образом, к началу XXI века в России, как и на Западе, женское равноправие стало суровой реальностью. Правда, последствия "освобождения женщин" для всего общества оказались гораздо более масштабными, чем это можно было предполагать.

Во всем виноват Джон Милль

Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам равного с мужчинами права на участие в выборах всех уровней. Не путать с "феминистками", круг требований которых гораздо шире.

Когда первые женские движения начинали свою деятельность, ничто не предвещало потрясений, которыми современный мир обязан феминизму. В конце XVIII - начале XIX века требования дам были весьма скромны - они всего лишь добивались права на получение образования, продуктивный труд и участие в политическом процессе.

Хотя мысль о том, что существа женского пола способны работать, учиться и вообще отвечать за свои действия, приходила в голову еще философам эпохи Просвещения, а первое Женское научное общество было основано в голландском городе Миддлеберг еще в 1785 году, официальная история борьбы за равноправие полов началась в 1869 году с публикации книги Джона Стюарта Милля "Порабощение женщин", автор которой решил доказать, что общество может выиграть, если с женщин спадут вековые оковы.

Вдохновленные Миллем жительницы США и Европы в превую очередь принялись бороться за избирательные и имущественные права. Хотя уже в конце XIX столетия некоторые прогрессивные барышни отказывались от корсетов и приезжали в Цюрих и Сорбонну, чтобы получить высшее образование, на серьезную борьбу женщин подвигло не желание носить брюки и получать ученую степень, а стремление принимать участие в выборах. Женский вопрос впервые попал на первые полосы газет благодаря суфражисткам из британского Социально-политического союза женщин.

О сексуальной революции - для одних она является символом долгожданного освобождения женщин от пут патриархальной морали, для других - придуманным мужчинами способом добиваться сексуальной близости с большим, чем прежде, количеством лиц противоположного пола.
О месте женщины в мире - часть феминисток уверена, что женщины ничем не отличаются от мужчин, часть считает, что различия полов существуют объективно, но вовсе не говорят о мужском превосходстве.

Любопытно, что члены этого союза взяли на вооружение весьма радикальные методы борьбы за право заполнять бюллетень. С 1906 года они проводили демонстрации и голодовки, требуя принятия парламентом нового Билля о голосовании. Зачастую акции союза заканчивались битьем витрин магазинов или поджогами общественных зданий. Властям приходилось арестовывать разъяренных дам, в ответ на что они объявляли тюремные голодовки, а сотрудники тюрем были вынуждены прибегать к принудительному кормлению. В 1913 году фотографии женщин с питательными трубками в носу попали в СМИ, что заставило парламент принять Акт о кошках и мышках, позволивший отпускать голодавших суфражисток из тюрьмы и вновь арестовывать их, как только они прекращали голодовку. Вся эта история позволила суфражисткам снискать сочувствие в обществе, однако возможность голосовать британские женщины получили лишь в 1918 году, причем право голоса давалось только замужним дамам, достигшим 30 лет.

Клепальщица Рози

Плакат с изображением "клепальщицы Рози" и надписью "Мы это можем!", иллюстрация с сайта www.samesexmarriage.ca

Так или иначе, но к началу 1920-х годов женщины в США и многих странах Европы получили избирательные и имущественные права. Первая и Вторая мировые войны также дали им возможность попробовать себя на традиционно мужских рабочих местах. В сороковые годы в США огромной популярность пользовался образ "клепальщицы Рози" - женщины, вышедшей на производство, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Годы Второй мировой войны также стали в США временем появления Женской бейсбольной лиги. Правда, в сороковые и пятидесятые бейсболистки выходили на поле в юбках и были обязаны красить губы помадой.

Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей. Этим и занялись феминистки "второй волны", благодаря которым феминизм стал одиозным понятием.

В 1960-е годы широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар. Одна из радикальных феминисток - Андреа Дворкин - даже стала героиней порнографических комиксов, опубликованных журналом "Хастлер" в отместку за поданный ею судебный иск. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968-м году знаменитую демонстрацию против проведения конкурса "Мисс Америка", во время которой они выбрасывали в мусорные баки бюстгалтеры, шелковые чулки и косметику.

В это время в России

Количество работающих женщин в США и Европе в среднем увеличилось на 113 процентов с 1970-х годов, а к 2010 году женщины будут составлять в развитых странах 48 процентов рабочей силы. За прошедшие годы снизилась и разница в средних мужских и женских зарплатах - в США она сейчас составляет всего 33 цента с доллара.

На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе. Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М.В. Трубниковой и Н.В. Стасовой "Общества дешевых квартир". О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых. Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности.

Если вы читали роман Чернышевского "Что делать?", то примерно представляете себе деятельность "Общества дешевых квартир". Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой они получили возможность посещать Высшие женские курсы. К 1878 году в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы. Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце XIX века из 1200 иностранных студенток Цюрихского университета 700 имели российский паспорт.

Уже в конце позапрошлого века российское женское движение (а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками") заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя "помощницами мужчин" и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением "женского вопроса", в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин "доброй воли" скорее союзниками, чем противниками.

В 1917 году после Февральской революции женщины впервые получили право на участие в выборах и составили 12 процентов кандидатов в Учредительное собрание от кадетов и 10 процентов - от большевиков. После Октябрьской революции большевики объявили, что все женские вопросы будут решены в ближайшее время и запретили феминистские организации. Действительно, в 1918 году был принят декрет "О гражданском браке", впервые в Европе давший женщинам право сохранять девичью фамилию, в 1920 году советская власть легализовала аборты, в 1926 году для развода одному из супругов стало достаточно отправить открытку в ЗАГС.

Однако к 1930-м годам ситуация с рождаемостью стала настолько критической, что процесс пошел в обратную сторону. К 1948 году развестись можно было только через суд, 12 годами ранее были запрещены аборты (вновь разрешены в 1955-м году), в 1935-м году в СССР полностью прекратилось производство контрацептивов. При этом начиная с 1935 года женщины были обязаны наравне с мужчинами работать на заводах и в шахтах. Зато доля женщин в советских руководящих органах к началу восьмидесятых годов достигала всего 5 процентов, а в Политбюро ЦК КПСС вообще не было ни одной дамы, за исключением Екатерины Фурцевой. Кстати, как гласит легенда, и эта советская леди стала жертвой полового неравенства - рядом с кабинетом, где заседало Политбюро, не было женского туалета, и ей приходилось надолго покидать заседания, чтобы дойти до женской уборной, расположенной в другом крыле здания.

В 1980-х годах, на пике диссидентского движения, в СССР появились первые феминистские организации, скроенные по западному образцу. Их основали участницы правозащитного движения после того, как поняли, что их соратников-мужчин совершенно не интересует "женский вопрос". В 1979 году состоялась попытка издания независимого журнала "Женщины и Россия", весь тираж которого был арестован, в 1981-м -1982-м годах в РФ издавался еще один феминистский журнал под названием "Мария".

Самым значительным событием в женской политической истории постсоветской России стала победа движения "Женщины России" на выборах в Госдуму в 1993 году. Однако впоследствии женские вопросы были вытеснены из сознания россиян проблемами выживания.

Издержки равноправия

Хотя большинство женщин в США и Европе не последовали примеру радикальных феминисток, почти все они получили возможность воспользоваться плодами полного равноправия полов. В период с начала шестидесятых по конец восьмидесятых годов женщины добились разрешения широкой продажи противозачаточных таблеток (в США соответствующий закон вступил в силу в 1960-м году, а во Франции - в 1967-м году) и абортов, введения в употребление понятия "развод по обоюдному согласию" (в первой половине двадцатого века при любом расторжении брака суд был обязан найти виновника происходящего) и признания обществом того факта, что у женщины, как и мужчины, может быть несколько половых партнеров.

Современные американские феминистки настаивают на том, что в основе неравенства полов лежит язык, в котором слово "мужчина" часто употребляется вместо слова "человек". Некоторые из них даже настаивают на введении нового термина - "womyn" - в отношении как мужчин, так и женщин. Феминистская цензура не обошла даже Библию - в 1975 году свет увидела первая феминистская версия Священного Писания, в котором после слов "Бог-отец" в скобках было написано - "и мать".

Однако результат деятельности борцов за права женщин к началу XXI века несколько превзошел ожидания матерей-основателей этого движения. В недавно опубликованном социологическом исследовании Лии Мако и Керри Рубин "Кризис 30 лет" рассказывается о том, какое множество беременных или недавно родивших женщин страдают по вине своих начальниц, презирающих их за решение стать матерью несмотря на успешную карьеру. Современные женщины знают, что обязаны "получить все сполна" (то есть - и создать семью, и сделать не менее удачную, чем муж, карьеру). Поэтому средний возраст рождения первого ребенка в развитых странах колеблется от 26 лет в Канаде до 30 лет во Франции, а падение рождаемости давно стало одной из главных проблем ЕС.

Борьба против превращения женской любви в товар привела к появлению таких экзотических понятий, как "сексуальные домогательства на рабочем месте". 8 февраля 2005 года компания FedEx заплатила 1 миллион долларов женщине, пожаловавшейся суду на отказ менеджера наказать сотрудника, несколько раз предлагавшего ей романтические отношения. Под угрозой исков мужчины не рискуют заниматься поиском любви на работе, что не оставляет тысячам проводящих в офисе по 12 часов в день Бриджит Джонс ничего лучшего, чем писать тоскливые дневники.

Женщиной не рождаются, ею становятся

Тем временем феминистки "третьей волны" разрабатывают теории, в которых слово "пол" заменяется словом "гендер" и указывает уже не на врожденные биологические признаки, а лишь на установки, навязанные ему обществом. Согласно вошедшей в моду в 90-х годах прошлого века Queer Theory, в мире вообще не существует мужчин и женщин. Просто людям, рожденным с одним типом гениталий, общество предписывает думать о себе как о "женщинах", а людям, рожденным с другим типом гениталий - как о "мужчинах". Стоит избавиться от этой обидной ошибки, и вопрос равноправия исчезнет вместе с самими гендерами. Правда, вместе с ними канут в лету семья, секс, модные журналы, родильные отделения больниц и публичные дома.

Зато жители РФ могут не беспокоиться: благодаря своебразной форме женского равноправия, принятой в СССР, и суровым реалиям постсовесткой жизни для большинства современных россиянок ненавидимый западными феминистками патриархат стал скорее сулящей благополучие мечтой, чем системой, с которой надо бороться.

  1. эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ -и; ж. [лат. emancipatio] Книжн. Освобождение от какой-л. зависимости, подчинённости, угнетения, каких-л. ограничений. Э. от предрассудков. Э. женщин; женская... Толковый словарь Кузнецова
  2. эмансипация - -и, ж. книжн. Освобождение от какой-л. зависимости, отмена каких-л. ограничений, уравнение в правах. - Хотят восстановить права женщины, которые не должны быть меньше прав мужчины. Понимаете, это и называется эмансипациею. Помяловский, Мещанское счастье. Малый академический словарь
  3. эмансипация - сущ., кол-во синонимов: 4 освобождение 38 раскрепощение 5 суфражизм 1 эманципация 1 Словарь синонимов русского языка
  4. эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ, и, ж. (книжн.). Освобождение от зависимости, угнетения, неравноправия. Э. женщин. | прил. эмансипационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  5. эмансипация - эмансипация ж. 1. Освобождение от какой-либо зависимости, подчиненности и приниженности. 2. Уравнение в правах (обычно предоставление женщинам равноправия с мужчинами в общественной и трудовой деятельности). Толковый словарь Ефремовой
  6. эмансипация - (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. в соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. Большой юридический словарь
  7. эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ и, ж. émancipation f. <�лат. emancipatio. 1. Освобождение от какой-либо зависимости; свободы от того, что стесняет разум и деятельность человека. БАС-1. Католики.. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Эмансипация - (от лат. emancipatio) освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, уравнение в правах (например, Э. женщин). В рос. праве... Педагогический терминологический словарь
  9. эмансипация - Освобождение из-под власти, дарование свободы Эмансипация женщин - уравнение их в правах с мужчинами Ср. Эмансипированный. Ср. Чалый выискивает разные каверзы, чтобы представить в паскудном виде старых и почтенных людей... Фразеологический словарь Михельсона
  10. Эмансипация - (от лат. emancipatio - освобождение сына из-под отцовской власти) освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах (например, Э. женщин). Большая советская энциклопедия
  11. ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. етапсгра-tio - освобождение от зависимости, подчиненности) - англ. emancipation; нем. Emanzipation. Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, получение самостоятельности и равноправия индивидом, соц. группой. Социологический словарь
  12. эмансипация - орф. эмансипация, -и Орфографический словарь Лопатина
  13. эмансипация - Эмансип/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  14. ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio) - освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин - предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Большой энциклопедический словарь
  15. эмансипация - см. >> избавление, освобождение Словарь синонимов Абрамова
  16. эмансипация - полная ~ Словарь русской идиоматики
  17. Эмансипация - Emancipatio. Освобождение сына из-под отцовской власти совершалось, если отец в присутствии властей трижды продавал своего сына для виду третьему лицу (так называемый pater fiduciarius, отец по доверию, который давал обещание... Словарь классических древностей
  18. эмансипация - ЭМАНСИП’АЦИЯ, эмансипации, мн. нет, ·жен. (·лат. emancipatio) (·книж.). 1. Освобождение от какой-нибудь зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. Толковый словарь Ушакова
  19. эмансипация - Эмансипации, мн. нет, ж. [латин. emancipatio] (книжн.). 1. Освобождение от какой-н. зависимости, приводящее к уравнению в правах. 2. Освобождение, свобода от того, что стесняет разум или деятельность человека (напр. от предрассудков, условностей, религиозных требований и т. п.). Большой словарь иностранных слов
  20. эмансипация - Эмансипация, эмансипации, эмансипации, эмансипаций, эмансипации, эмансипациям, эмансипацию, эмансипации, эмансипацией, эмансипациею, эмансипациями, эмансипации, эмансипациях Грамматический словарь Зализняка
  21. Эмансипация - Выход детей из-под родительской власти, в различных правах долго бывшей пожизненной. В древнем Риме для освобождения сына или дочери из-под родительской власти (называвшейся прежде manus; см. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Мир прогресса, безумных скоростей, бешеного ритма жизни явно благосклонно относится к действительно волевым, решительным, ярким людям. Эмансипированная женщина - это та, которая полностью созвучна с настоящим, таким сложным и постоянно меняющимся. Она способна век, так любящий ответственность, смелые поступки, самостоятельные выводы, создать счастливую себя и окружающих. Это и есть настоящая свобода. Любому человеку нужно уметь самому строить собственную судьбу и не зависеть от чьих-то действий, мнений, настроений. Для каждого настал час возвратить себе ответственность за собственное благополучие, обрести личную свободу, сделать свою жизнь по-настоящему успешной.

Значение слова

Стоит сначала раскрыть термин «эмансипация». Что это означало раньше? Слово дословно можно перевести как «избавление из-под чьей-то опеки, признание дееспособности, предоставление возможности отстаивать свои интересы».

Теперь этот термин вызывает очень стойкую ассоциацию с феминизмом - движением за женские права. Оно приобрело несколько политическую окраску и стало обозначать «освобождение», обретение действительно равных возможностей с мужчиной, когда дамы стали бороться за свое равноправие.

Немного о грустном

В прошлых веках женщина являлась просто обслуживающим приложением к мужчине. Она не могла сама распоряжаться финансами, даже если они у нее были. Открыть, например, счет в банке можно было исключительно на имя брата, отца, мужа. Партнеров для брака девушке выбирали родственники. Часто будущие супруги виделись лишь незадолго до свадьбы, ни о какой любви тут и мечтать не приходилось. Настоящего образования для женщин предусмотрено не было, так же как и нормальных Вся деятельность сводилась к ведению хозяйства, рукоделию, воспитанию детей, а поведение очень ограничивалось строгими нормами морали.

Современная женщина вряд ли сможет такое даже представить. Невозможность состояться как личность, бесконечные роды, изнуряющая зависимость от мужчин, ношение неудобной, уродующей внутренние органы одежды - неполный список ужасов, которые пришлось пережить прикованным к домашнему очагу дамам.

Позитивные изменения

Самый масштабный проект в истории модернизации культуры - эмансипация. Что это изменило в настоящем? Насильственные браки были признаны незаконными, а женщинам были предоставлены многие права. К сожалению, дамы до сих пор считаются «слабым полом» и «хранительницами очага», к их внешности предъявляют чрезмерно завышенные, а то и фантастические требования, заслуги на работе не замечаются, доступ к некоторым специальностям закрыт. Межгендерные отношения несовершенны, сейчас еще остаются пережитки прошлого «темного» времени, чтобы устранить их, нужно менять общество в целом.

Настоящее предоставляет огромные возможности. Сильная независимая женщина даже в современных жестоких условиях способна полностью раскрыть свои таланты и создать счастливую жизнь. Обретение свободы - прекрасный подарок феминисток, которые смогли во многом изменить несправедливое положение женщины и добились снятия огромного количества оков.

С чего начались изменения

1791 год знаменит выходом «Декларации прав женщины», основными принципами которой были равноправие, сопротивление угнетению, свобода выражать свои мнения и мысли, признание женщины быть самостоятельной личностью, которая вправе активно присутствовать в обществе, заявлять открыто о своих проблемах и требовать их решения.

Олимпия де Гуж, автор, предопределила направление дальнейшей борьбы, которая осуществлялась силами первых активисток движения, невероятно смелых представительниц народа. Они сумели обратить внимание на себя и заставить остальных обсуждать поставленные вопросы и действовать. Движение постепенно распространилось на Западе, а потом и по всему миру.

Особенности эмансипации в России

Такие события, несомненно, получили отклик и в России, которая приняла идеи и равноправия, но идеи феминизма были чужды ее традиционной культуре, основанной на мужском доминировании в семье и строгой гендерной иерархии в обществе. Родственные отношения ставились выше интересов отдельной личности, которая была лишь незначительной составляющей разветвленного огромного клана. Эмансипированная женщина - это дерзкий вызов патриархальной системе, которая не предусматривает самореализации и развития отдельных ее составляющих.

После революции права граждан обоих полов законодательно уравняли, формально все стали полноценными участниками общества, но жизнь женщин это мало улучшило. Теперь работниц и крестьянок после трудового дня ждала «вторая смена» - все заботы о детях и доме были обязанностью супруги. В постсоветский период положение ухудшилось, теперь работающая мать еще и лишилась поддержки государства.

Эхо далеких трагедий

Образ современной женщины - героиня, сама выбирающая свою судьбу, но история России прошлого столетия имеет свое влияние на Внезапное обретение свободы, голод, трудовые подвиги, смерть вокруг, забота в таких условиях о детях. Приходилось действительно нелегко. Одинокие женщины стали мечтать о некой опоре, защите, чтобы их избавили от этих ужасов. Нехватка мужчин после войны заставляла цепко держаться хоть за какого-нибудь представителя сильного пола, выполняя все его прихоти, чтобы вдруг не ушел.

Наблюдаемое сегодня возвращение к некому культу мифа об «истинной женственности» исходит именно оттуда. Трагические события давно остались позади, но привычка сохранилась, передалась внучкам и дочерям. На этом и пытаются сыграть сторонники «женского предназначения», заставляя выбирать вместо саморазвития только воспитание детей, обслуживание мужа, домашнее хозяйство.

Возможности нового времени

Эпоха огромных возможностей предоставляет каждому неограниченные просторы, чтобы творить собственную жизнь. Сильная независимая женщина способна создать из себя настоящую личность, стать собой. У нее достаточно ответственности, чтобы сделать свою жизнь именно такой, о которой мечтала всегда. Необходимо только развить собственные таланты и приобрести необходимые навыки.

К сожалению, воспитывая девочку, ее учат только играть в куклы, иногда рукоделию или музыке, не пытаясь выявить ее истинные способности. Качества деловой женщины или способности математические лучше обнаружить в раннем возрасте, чтобы иметь достаточно времени для их развития. Ограниченность воспитания мешает девушкам самостоятельно устроиться в жизни. Вот им и приходится рассчитывать исключительно на выгодный брак.

Общественные предубеждения

К сожалению, «благодаря» распространенному мнению об «истинном предназначении», девушки и дамы веками вынуждены были отказываться от важной потребности в самореализации. Считалось, что рукоделия и домашней работы им вполне хватит, а интерес к «мужским» занятиям считался ненормальным и «греховным». Выбирать свои увлечения и профессию получила возможность эмансипированная женщина. Это подняло ее жизнь на иной, более качественный уровень - развитие останавливается, если человек не делает того, к чему склонен.

Даже сейчас потребность познавать, целеустремленность, сила характера считаются только мужскими чертами. Деловая женщина часто не может добиться признания и доверия партнеров из-за сложившихся в обществе стереотипов, что часто приводит к отказу от занятия бизнесом еще до начала карьеры. Достичь самоуважения можно только реальными действиями, необходимо продолжать двигаться дальше, на мнение других.

Мифы и заблуждения

Образ волшебного принца на белом коне - самая опасная мечта, с детства навязываемая девочкам. Впоследствии одинокие женщины до старости лелеют этот миф. Им внушили, что счастливой жизни они могут добиться только крайне удачным замужеством, а учиться и добиваться чего-то самим просто не нужно. Обязательно появится сказочный герой, который, плененный красотой, решит все проблемы, победит врагов и разбудит волшебным поцелуем.

Обрести финансовую и творческую независимость с таким мировоззрением крайне затруднительно, а точнее, невозможно. Мало того, постоянно рассчитывая на мужскую помощь в обмен на свои внешние качества и любовь, девушка низводит себя до уровня товара и лишается свободы выбора. Теперь мужчина все будет решать, ее мнение перестанет быть важным. Счастливая женщина - это личность, которая находится в гармонии с окружением и собой, стоит научиться быть главным героем в собственной жизни.

Слабая истинная женственность

Надо упомянуть еще мифы об «истинном предназначении» и «слабости» женщин, которыми наполнены бульварные романы, глянцевые журналы, популярные сайты. Они созданы для четкого распределения гендерных ролей в обществе прошлого и остались в современности как вредный пережиток. Заблуждения лишают девушек уверенности в себе и мешают действительно состояться в жизни, раскрыть настоящие способности, строго ограничивая ее в выборе жизненного пути.

Такое мнение общества предоставляет просторы для манипуляций в семье, создают негативный имидж в коллективе. Независимая женщина сегодня мало соответствует подобным определениям. Существует множество дам, которые по физической, духовной, жизненной силе превосходят некоторых мужчин.

Гармония жизни

Всем сейчас предоставлена свобода устроить свою судьбу в соответствии с собственным выбором. Счастливая женщина всегда уверенно движется вперед, не слушая рассказы «доброжелателей» о ее «истинном предназначении». Отношения, работу, увлечения, познание вполне легко гармонично сочетать. Не надо жертвовать одним ради другого, это приведет к довольно унылому существованию.

Жизнь бизнес-леди, которую волнует только собственное дело и ничто иное - такая же ошибка, как и прозябание «примерной супруги» между плитой, детской кроваткой и пылесосом. Любая деловая женщина знает, что усталость и фанатизм не помогут в достижении цели и точно не добавят счастья. Чтобы получить радость присутствия в собственной судьбе, необходимо соблюдать золотую середину и не посвящать все время только одному занятию. Прогулка по лесу, встреча с друзьями, хобби, помогут отдохнуть от будничной рутины, а умело распланированный день - найти время для приятных дел.

Высокие потребности

Известные исследователи психологии давно заметили среди особенностей человека некий инстинкт, побуждающий к саморазвитию. Желание стать настоящей личностью, проявив волю, заявить о себе, сделать нечто важное для мира, в котором живешь, изменив его, - такая же естественная потребность, как и еда, безопасность, секс. Отсутствие возможности самосовершенствования становится причиной депрессивных состояний, неврозов, комплексов.

Иными словами, любой индивидуальности недостаточно бытовых удобств и развлечений, надо найти себя в жизни. Необходимость свободы, творчества заложена самой природой, а их отсутствие приводит к саморазрушению, и это отличает человека от животного или машины. Посвятить себя далекой, но достижимой и желанной цели, сделав мир вокруг лучше, значит, обрести будущее. Жить только сегодняшним днем, не задумываясь о смысле существования - это потерять себя.

Необходимость творческого поиска

Стремление найти собственный путь - неотъемлемая часть личности. Самовыражение вовсе не является пассивным созерцанием собственной жизни. Настоящего развития можно реально добиться только через осознанное стремление создавать. Существование, основанное лишь на мимолетных удовольствиях, нельзя назвать полноценным. Каждому от рождения даны особые способности, которые превращаются из дара в наказание, если их не использовать. Непроявленные таланты могут серьезно отразиться на здоровье - они просто начинают разрушать психику и тело изнутри, вызывая болезни.

Честолюбие, упорство, решительность помогут в выборе необходимой деятельности. Независимая женщина найдет свое истинное призвание обязательно. Ее козырь - та внутренняя сила, которую невероятно боится основанное на запретах и ограничениях общество.

Финансовая свобода

Сила денег способна навсегда упрятать девушку за «каменную стену» унылого брака, заставить отказаться от своей личности, творчества, познания. Женщина в современном обществе становится успешной, обретает самостоятельность, финансовую стабильность, если сумеет найти свое дело жизни. Необходимо стать действительно зрелым человеком, взять на себя ответственность, включиться в ритм жизни.

Только вовсе не стоит ради денег занимать все свободное время тяжелой, лишенной всякого творчества работой. Такой труд не украшает существование, а способствует потере личности, развивает комплексы, лишает воли. Намного лучше понять, чем заниматься действительно интересно, и научиться этой работе, получить соответствующее образование, пройти курсы.

Важно также уметь управлять собственными финансами. Если тщательно планировать расходы, можно неплохо сэкономить, деньги перестанут «утекать» из личного бюджета.

Необходимость образования

Выбраться из жизненного тупика поможет развитие навыков и накопление знаний. Огромную роль здесь играет образование. Эмансипированная женщина это прекрасно понимает и не принимает в расчет советы доброжелателей относительно ненужности обучения для будущей жены состоятельного мужа. Дополнительные навыки и полезная информация всегда будут полезны как для собственного развития, так и для качественного профессионального роста.

Став частью новой жизненной программы, получение новых знаний способно укрепить решимость женщины в ее дальнейших планах, помочь увидеть новые грани выбранного пути, избежать многих ошибок. Хорошее образование также позволит начать подъем по карьерной лестнице с наиболее выгодной ступени. Кроме того, следует самой дополнительно изучать необходимые для выбранного дела науки.

Возможные проблемы

Помехой в обретении новой жизни, к сожалению, может стать изменившееся отношение близких людей. Патриархальное общество будет всегда препятствовать самостоятельности женщины. Ставшие частью этой среды, родные, совершенно искренне желая добра, могут с помощью уговоров, угроз, порицания пытаться заставить вернуться к прежнему образу существования. Это испытание будет самым трудным препятствием на пути к себе самой, потому что противостоять придется дорогим сердцу людям.

Друзья и семья - это люди, которые лучше других знают все способы манипулирования. Самостоятельная женщина - возможно, необычное явление для мужа или родителей. Они хотят видеть рядом привычный облик матери, жены, приятельницы и не захотят отпускать его. Стоит объяснить родственникам, насколько важны происходящие изменения для личного становления и общего успеха семьи. Любящие люди в трудных ситуациях поддержат всегда, а успехи дочери, жены, подруги станут причиной их радости.

Возможность выбора

Безусловно, ради самосовершенствования придется рискнуть, пожертвовать своими старыми привычками и шагнуть в неизвестность, которая всегда пугает, но наградой послужит радость и удовлетворение от обретения себя. Новая жизнь независимой женщины - это всегда результат труднейшего выбора, который может сделать только настоящая личность, между уютным прозябанием и необходимостью тяжелого ежесекундного преодоления прошлой себя.

Чтобы лучше понять, какие нужны изменения, от чего следует отказаться, а что обрести, можно представить свой успешный облик через несколько лет. Какие ассоциации возникают при слове «счастье», «гармония», «удача»? Строгий образ деловой женщины, силуэт интеллектуальной дамы или тень бесшабашной путешественницы на песке пустыни… Вариантов много. Выбирать самой, кем станет новое Я - невероятное ощущение. Настоящее творчество - это создание собственной жизни.

Заключение

Современная женщина может действительно стать независимой, несмотря на существующие сегодня пережитки прошлого. Ей понадобится целеустремленность, желание учиться и собственная готовность к переменам. Общественное сознание сегодня сохранило многие заблуждения относительно способностей и роли женщины в обществе. Девушке нельзя прислушиваться к чужому мнению относительно себя, надо развивать умение противостоять манипуляциям и попыткам окружения препятствовать ее развитию. Свобода самовыражения является высшей потребностью любого человека. Смелость взять на себя полную ответственность за собственную судьбу необходима для творчества своей жизни.